Пресс-центр

НАЗАД 09.12.2021

ЧТЗ: 80 лет работы по созданию мощных дизелей России

12 декабря – знаменательная дата для региона: именно в этот день в 1941 году в Челябинске был собран первый дизельный двигатель. Сегодня южноуральскими дизелями оснащается отечественная бронетанковая техника России.

После начала Великой Отечественной войны, Южный Урал становится тылом, сюда эвакуируют более 300-сот предприятий СССР, на базе Челябинского тракторного завода формируется уникальный промышленный комбинат по выпуску танков и танковых моторов - Танкоград. 18 сентября на Южный Урал был отправлен первый из 26-ти эшелонов с оборудованием и специалистами Харьковского дизель-моторного завода №75. Спустя два месяца после эвакуации на ЧТЗ (в годы ВОВ – Челябинский Кировский завод, ЧКЗ) было собрано 18 двигателей из деталей, привезенных из Харькова.
pdd_1.jpg
Днём рождения моторного производства ЧТЗ стал 12 декабря 1941 года, когда на заводе был собран двигатель из челябинских запасных частей.
Всего за период войны завод-Танкоград выпустил 48,5 тысяч танковых дизелей, ими оснащали танки ЧКЗ типа КВ, ИС, Т-34, самоходные установки, а также техника других танковых заводов. Освоение сложнейшего наукоемкого производства, снабжавшего всю страну надежными моторами, было нелёгкой задачей. О трудовом подвиге тружеников ЧКЗ говорят цифры: в январе 1942 года завод выпускал 10 дизелей в сутки, а к концу года уже дал фронту уже более 9 тысяч двигателей В-2. В 1944 году выпуск двигателей достиг максимального объема – более 15 тысяч штук в год. В июле 1945 года работа коллектива была отмечена высокой правительственной наградой – орденом Ленина.
pdd_2.jpg
После войны двигатель В-2 постоянно модернизируется, разными модификациями детища конструктора, Почётного жителя города Челябинска, Ивана Яковлевича Трашутина оснащается широкая линейка бронетанковой техники, выпускаемой предприятиями СССР. Находится применение дизелю и на гражданском поприще, им оснащают мощные дизель-электрические трактора ДЭТ-250.
pdd_3.jpg
Потребности в двигателях росли, и в конце 1974 года правительство принимает решение о строительстве нового моторного завода без остановки действующего производства. Через четыре года моторный корпус, оснащенный современным оборудованием, был принят в эксплуатацию. В тот же период конструкторами ЧТЗ был разработан многотопливный дизельный двигатель В-46, было создано семь его модификаций мощностью от 650 до 780 л.с., которыми оснащались новые танки Т-72.
pdd_4.jpg
Сегодня значительно модернизированные танки Т-72б3 получили более совершенные двигатели мощностью до 1130 л. с., которые каждый год подтверждают свою надежность на «Танковом биатлоне». Для современного танка Т-90С «Прорыв» разработан и успешно освоен в серийное производство новый турбопоршневой двигатель В-92С2, который превосходит по своим характеристикам лучшие зарубежные аналоги.
- Челябинский двигатель – один из лучших: среди отечественных производителей у нас нет конкурентов, более того, мы опережаем многие аналоги зарубежных производителей. И нам важно сохранить лидирующие позиции и, естественно, не останавливаться на достигнутом, - отмечает начальник производства дизельных двигателей ЧТЗ Олег Терентьев.
Сегодня в рамках выполнения гособоронзаказа ЧТЗ выпускает широкий спектр дизельных двигателей мощностью до 1500 л.с. для российской бронетанковой техники. Танки Т-72, Т-90 «Прорыв», БМПТ «Терминатор», артиллерийские самоходные установки «Акация», «Мста-С», «Коалиция-СВ», пушка «Малка» оснащаются челябинскими «железными сердцами».
pdd_5.jpg
Для увеличения объемов выпуска продукции реализуются программа по модернизации моторного производства в рамках Федеральной целевой программы. Более 30 единиц современного обрабатывающего оборудования уже запущено и порядка 16 единиц готовятся к запуску.
В апреле на рабочей встрече губернатора Челябинской области Алексея Текслера с заместителем председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олегом Бочкаревым было отмечено, что по итогам 2020 года ЧТЗ вошел в тройку лучших предприятий-исполнителей по гособоронзаказу в регионе. Коллектив предприятия будет стараться удержать высокую планку, увеличивать выпуск двигателей, разрабатывать новые более совершенные дизели, развивать военно-техническое сотрудничество, наращавать объем экспортных поставок двигателей и запасных частей к ним.
pdd_6.jpg

НАЗАД
2