Пресс-центр

НАЗАД 22.08.2022

80 лет назад в Челябинске состоялся пуск конвейера легендарных «тридцатьчетвёрок»

22 августа на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) начал работу конвейер по выпуску легендарных Т-34, самых массовых танков периода Великой Отечественной войны. Благодаря самоотверженности тружеников ЧКЗ первую машину удалось собрать в рекордно короткие сроки – всего за 33 дня.

В начале июля 1942 года Челябинский Кировский завод, кузница тяжелых танков в период Великой Отечественной войны, получает задание: в месячный срок параллельно с выпуском тяжелых «КВ», освоить производство «тридцатьчетверок» (средний танк). Нарком танковой промышленности Исаак Зальцман, собрав руководство завода, сообщил о новом задании партии и правительства. «История не знает таких примеров, – сказал он, – чтобы в течение одного месяца весь завод перестроили на новую машину. Считается, что это технически невозможно. В ЦК партии мне так и сказали: «Да, технически невозможно. Но Родине это нужно, и кировцы должны это сделать».

На месте главного конвейера сборки тракторов (его работа была приостановлена в начале войны) был организован цех сборки средних танков. 20 июля были выполнены чертежи Т-34, а уже через 33 дня был собран первый танк! Конвейер средних танков ритмично заработал 22 августа 1942 года.

В том же месяце Челябинский Кировский завод, в кооперации с заводом № 200 («Станкомаш»), заводом электромашин (НПО «Электромашина) и другими предприятиями отправили на фронт первые 30 челябинских «тридцатьчетверок». С августа по декабрь завод изготовил уже более тысячи машин.

В марте 1944 года последняя «тридцатьчетверка» сошла с конвейера ЧКЗ. К тому времени конструкторы и коллектив завода сумели в короткий срок подготовить новый тяжелый танк «ИС» и самоходные установки на его базе. Это оружие было крайне необходимым в борьбе с новыми танками противника, поэтому все усилия Танкограда концентрируются на выпуске тяжелой бронетанковой техники.

Всего за годы войны челябинским заводом было собрано 5094 танка Т-34-76. Однако этим вклад танкоградцев в выпуск «тридцатьчетвёрок» не ограничивается: завод оснастил своими танковыми двигателями машины, которые выпускались на других предприятиях СССР (в годы войны Т-34 собирали на семи предприятиях страны, в первую очередь на Уральском танковом заводе в Нижнем Тагиле).

«Простая математика: ЧКЗ выпустил за годы войны 18 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок и 48,5 тысяч танковых дизелей, то есть 30 тысяч двигателей были отправлены другим заводам для оснащения их техники челябинскими «железными сердцами». Мало кто из челябинцев знает, что двигатели наш завод продолжает выпускать и сегодня», - отмечает начальник моторного производства ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» Олег Терентьев.

Действительно, сегодня ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» является основным заводом-изготовителем дизельных двигателей мощностью до 1500 л.с. для российской бронетанковой техники: танки Т-72, Т-90 «Прорыв», БМПТ «Терминатор», артиллерийские самоходные установки «Акация», «Мста-С», «Коалиция-СВ», пушка «Малка» - оснащаются челябинскими «железными сердцами», обеспечивая их маневренность и высокие скоростные характеристики.

t-34_sborka_1.jpg

t-34_sborka_2.jpg

НАЗАД
2